Символьные и строковые величины. Операции над символьными и строковыми величинами (10 класс)

Тема урока: «Символьные и строковые величины. Операции над символьными и строковыми величинами».
Тип урока: формирования (усвоения) знаний.
Цели:
•    Образовательные:
o    сформировать у учащихся понятия о символьных и строковых величинах.
•    Развивающие:
o    развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать при работе со строковыми и символьными величинами.
•    Воспитательные:
o    воспитывать ответственность и требовательность к себе;
o    воспитывать любознательность, дисциплинированность.
Учащиеся должны знать: основные процедуры и функции для работы со строковыми и символьными величинами.
Учащиеся должны уметь: применять полученные знания при выполнении практических заданий.
Ход урока:
1.    Организационный момент.(2-3 мин).
2.    Проверка домашнего задания (10 мин).
3.    Общеобразовательный момент  (2-3 мин).
4.    Вступительное слово объявление темы и задачи урока.(2-3 мин).
5.    Объяснение нового материала (20 мин).
6.    Подведение итогов урока и домашнее задание (2-3 мин).
7.    Рефлексия (5 мин).




I. Организационный момент (2-3 мин).
Требования к учащимся, порядок работы в кабинете информатики, краткий инструктаж по ТБ, проверка наличия дневников, тетрадей, проверка отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания (10 мин).
Вопросы теме «Цифровые устройства. Совместное использование цифровых устройств и компьютера»:
1.    Перечислите основные виды цифровых устройств?
2.    Для чего предназначен сканер и каков его принцип работы?
3.    Какие программы для работы со сканером вы знаете?
III. Общеобразовательный момент  (2-3 мин).
Проверка общих и прошлогодних знаний о языке программирования Pascal ABC.  С какого слова начинается любая программа. Зачем используются слова begin end?
IV. Вступительное слово объявление темы и задач урока(2-3 мин).
Сегодня на уроке мы с символьными и строковыми величинами и операциями над  ними. Изучим основные процедуры и функции для работы со строковыми и символьными величинами, а также решим задачу по закреплению полученных навыков.
V. Объяснение нового материала (20 мин).
Беседа сопровождается показом презентации. Приложение 1.
Учитель: Как вы считаете, какие значения могут принимать строковые величины?
Предполагаемый ответ: Значение величины строкового типа – один символ.
Учитель: Значениями переменных этого типа являются символы: цифры, буквы, знаки препинания, знаки математических действий, пробел, специальные символы, то есть любые символы, закодированные в ASCII таблице. А какие значения характерны для величин строкового типа?
Предполагаемый ответ: Наборы символов.
Учитель: Совершенно верно. Строковая величина содержит набор символов. Строки – это «кирпичики» текста. Следовательно, изучая способы преобразования строковых величин, мы знакомимся с логикой построения программ для работы с текстами.
Объявление строковых и символьных величин в начале программы на языке Паскаль может выглядеть следующим образом (слайд 2):
var    a: string;
          b: char;
В этом фрагменте программы описываются две переменные: переменная а строкового типа (string – строка) и переменная b символьного типа (char – от «character» - символ).
Очень важно помнить, что строковый тип является более общим, чем символьный. Следовательно переменным строкового типа можно присваивать значение переменных символьного типа, а наоборот – нельзя (слайд 3).
a:=b – так можно,
b:=a – так нельзя.
Какие действия вы выполняете, работая с текстами?
Предполагаемый ответ: набор текста, копирование, вырезка, вставка, сохранение текстового файла.
Учитель: первая операция над строковой величиной в языке программирования Паскаль – это склеивание или конкатенация строк. Склеивание выполняется так же, как и сложение чисел. Результат склеивания можно вывести на экран или присвоить другой переменной (слайд 4).
Придумайте свой пример, так чтобы при склеивании двух слов получилось слово, имеющее смысл в русском языке.
Учащиеся высказывают свои идеи.
Учитель: Следующая операция – определение количества символов в строке (слайд 5). Формат записи этой операции: length(a). Результат – число, равное количеству символов в строке а. Его можно присвоить переменной целого или вещественного типа или напечатать на экране.
Пример: Сколько символов содержат следующие словосочетания: ‘ДядяПетя’ и ‘Дядя Петя’?
Предполагаемый ответ: первая строка содержит 8 символов, а вторая – 9, так как пробел тоже считается символом.
Учитель: Копирование – операция позволяющая выделить часть строки (слайд 6). Записывается она так: copy(a, n, m) – выделяет из строки а подстроку длиной m, начиная с n-го символа.
Пример: Как записать операцию копирования для строки а:=‘стенография’, чтобы можно было выделить слово ‘граф’.
Предполагаемый ответ: copy(a, 6, 4).
Команда удаления символов из строки записывается так: delete(a, n, m) – процедура, удаляющая из строки а m символов, начиная с n-го (слайд 7). Операция удаления является самостоятельной и ее результат можно увидеть лишь после того, как значение редактируемой строки будет выведено на экран.
Пример: каково будет значение строки а:=’корзина’, после операции delete(a, 1, 3);?
Предполагаемый ответ: ‘зина’.
Вставка одной строки в другую выглядит следующим образом: insert(a1, a, n) –процедура, вставляющая подстроку а1 в строку а перед n-ным символом (слайд 8). Вставка, как и удаление – самостоятельная операция. Ее результат не может быть выведен на экран или присвоен другой строковой переменной.
Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’, превратить в ‘обработка’?
Предполагаемый ответ: delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);
Пример 1. Составить программу, которая выводит символы введенного с клавиатуры слова и их коды.
Будем рассматривать введенное слово s как массив символов. Значение каждый из элементов можно вывести по его индексу, например,    s[3] и определить код с помощью функции ord(s[3]).
Program Primer1; Var s : string; Begin
write('введите слово: '); read(s);    { ввод }
writeln('номер=3 символ ', s[3], ' код=', ord(s[3])); writeln('номер=0 символ ', s[0], ' код=', ord(s[0]));
End.
Итак, элементы строки имеют индексы от 0 до n. В процессе обработки данных для строки выделяется память, равная длине присвоенной ей строковой переменной, увеличенной на единицу. Таким образом, ее длина может быть от 0 до n (не более 255) , а в оперативной памяти для нее отводится от 1 до (n+1) байт.
При описании строковой переменной можно ограничить длину строки,
указав ее максимально возможный размер, например: var S: string[12]; Тогда в
этой переменной может храниться не более указанного количества символов.
Пример 2. С клавиатуры вводят два слова. Составить программу, которая проверяет, не начинается ли второе слово с той же буквы, которой оканчивается первое слово. Алгоритм основан на определении номера последнего символа k (длины) слова а и проверке выполнения условия a[k]=b[1].
Программа может выглядеть так: Program Primer2; Var a, b: string;    k : integer; begin
writeln('введите два слова'); read(a,b); { ввод слов } k:=length(a); { длина (номер последнего символа) слова а } if a[k]=b[1] then writeln('Дa') else writeln('Hem');
end.)
VI.     Подведение итогов урока и домашнее задание (5 мин).
Домашнее задание.
задание в тетради:
Составить программу для решения задачи. С клавиатуры вводится текст. Составить программу, которая:
1.    Определяет длину введенной строки.
2.    Проверяет, есть ли в тексте заданный символ.
3.    Удаляет в тексте заданные символы.
Итак, подведем итог нашего урока. Скажите о чем мы с вами говорили сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось? Что показалось самым интересным? Всем ли понятен данный материал? Есть ли дополнительные вопросы по этой теме?
Выставление оценок

Комментариев нет: